Конисский Григорий Осипович

Конисский Григорий Осипович
Конисский Григорий (Георгий) Осипович [20 (31) IX 1717, Нежин – 13 (24) II 1795, Могилев; похоронен в Спасском соборе]. Родился в семье бургомистра; прадед, Еремей Касьянович, получил звание «шляхетного» в 1659 от пол. короля Яна Казимира. С 1728 по 1743 учился в Киево-Могилянской академии: философии – у Сильвестра Кулябки, греч., евр. и нем. языкам – у Симона Тодорского. 11 авг. 1744 принял монашество. С 1754 по 1755 преподавал в академии поэтику, философию (с 1747), богословие (с 1751); с 1747 – префект, а с 1751 – ректор академии. В 1752 К. был назначен архимандритом Киево-Братского Богоявленского монастыря. По свидетельству современников, он показал себя «тщательным и добропорядочным правителем и учителем» и в академии «учредил лучший порядок в преподавании наук». 20 авг. 1755 в Киево-Софийском соборе К. был посвящен в сан епископа Белоруссии. В кон. 1755, когда К. переехал в Могилев, белорус. епархия находилась в запустении. К. обновил кафедральный Спасский собор, основал школу для «острейших детей» и устроил типографию. Он возглавил борьбу за национальное освобождение белорус. народа от гнета пол. шляхты и католического духовенства. В Петербурге, Москве, Варшаве и Могилеве К. произносил политические речи и проповеди, в которых, воздействуя на общественное мнение, защищал права православного населения Речи Посполитой и призывал белорусов и украинцев к ликвидации церковной унии и воссоединению с Россией. Враги-униаты дважды покушались на жизнь К.: в 1759 в Орше, в Кутеинском монастыре, и в 1760 в Могилеве, в архиерейском доме. К. твердо верил, что белорус, «малая ладийца» доплывет до общерус. великого корабля. В 1767 К. представил Комиссии по определению государственных прав римских христиан и диссидентов доклад на пол. языке о правах и свободах православного населения Речи Посполитой (Варшава, 1767). После того как в 1768 Россия добилась уравнения прав православных с католиками в Польше, К. был назначен членом смешанного суда для решения спорных вопросов между православными и униатами. После присоединения Белоруссии к России К. заботился об искоренении остатков католичества в Белоруссии, обеспечив переход в православие за 1781–1783 112000 человек. К. добился учреждения в г. Слуцке православной епархии. Для находящихся в пол. подданстве белорусов. В 1780 в Могилеве был заложен кафедральный собор Иосифа Обручника и открыта семинария. В 1783 К. был возведен в сан архиепископа Белоруссии и избран членом Синода. К. – педагог, политический и церковный оратор, стихотворец драматург и историк. В прочитанном К. курсе лекций по поэтике oтдельные положения курса иллюстрированы собственными поэтическими произведениями К., имеется раздел, посвященный укр. стихосложению. В 1786 К. издал в Могилеве курс лекций по поэтике Феофана Прокоповича на лат. языке. Одно из первых публичных ораторских выступлений К. – «Слово при пострижении в монашество» (11 авг. 1744; рукопись – ЦНБ АН Украины). Расцвет ораторского искусства К. приходится на 1760–1780-е гг. Ранние проповеди вошли в книгу К. «Собрание поучительных слов» (Могилев, 1761). Наиболее яркие выступления его следующие: речь 29 сент. 1762 на коронации Екатерины II в Москве, в которой К. выражал надежду на избавление белорус. народа, страждущего под игом пол. шляхты; речь на лат. языке 27 дек. 1765 перед пол. королем Станиславом Понятовским в Варшаве, в которой К. описал страдания православного населения в Белоруссии; речь 21 апр. 1767 в Вильно на день рождения Екатерины II; речь 10 марта 1773 перед Екатериной II в Петербурге. Образцовой приветственной речью считалось слово на прибытие Екатерины II в г. Мстислав от 19 янв. 1787. Известны его проповеди и поучения на дни церковных праздников (всего – до 80). А. П. Сумароков, а впосл. Пушкин ценили проповеди К. Пушкин писал, что они «просты и даже несколько грубы как поучения старцев первоначальных, но их искренность увлекательна» (Совр. 1836. Кн. 1). В отдельных проповедях К. выступает защитником обиженных и угнетенных с позиции церкви, иногда поднимаясь до критики отдельных пороков существующего строя. К. писал вирши, перелагал псалмы, сочинял стихотворные надписи к иконам и портретам, а также эпитафии. К. написана школьная драма «Воскресение мертвых» (1746). Как историку К. принадлежат «Записки о том, что в России до конца XVI в. не было никакой унии с римской церковью» (Чтения в О-ве истории и древностей рос. 1847. № 8), «Историческое известие о епархии могилевской» (изд. В. Г. Рубаном в «Любопытном месяцеслове», 1776), «слово» «О бывших гонениях», 12 писем к Екатерине II и членам ее правительства о состоянии дел в Белоруссии, а также записки о могилевской семинарии (1793) и мн. др.сочинения. В сотрудничестве с епископом Смоленским Парфением Сопковским К. составил книгу «О должностях пресвитеров приходских» (1776; переизд., начиная с 1777), которая в сер. XIX в. была переведена на англ. язык. Лит.: Малиновский В. Проповедническая деятельность Георгия Конисского // Руководство для сел. пастырей. 1871. № 25–29; Георгий Конисский, архиеп. Белоруссии: Биогр. очерк и обозрение его сочинений Василия Димского // Орловские епарх. вед. 1881. № 1–3, 6, 7, 9. 10, 12, 14, 16; Колосов Н. А. Георгий Конисский, архиеп. белорус. М., 1895; Ливотов Е. Георгий Конисский, архиеп. белорус. // Рус. обозр. 1895. № 3–5; Сребницкий И. А. К биографии Г. Конисского // Сб. ист.-филол. о-ва при Ин-те кн. Безбородко в Нежине. Киев, 1896. Т. 1; Петров Н. И. Очерки из истории укр. лит. XVII и XVIII вв.: Киевская искусственная лит. XVII–XVIII вв., преимущественно драматическая. Киев, 1911; Протасевич В. И. Соц.-полит. и филос. взгляды Конисского // Из истории филос. и обществ.-полит. мысли Белоруссии. Минск, 1962; Кашуба М. В.: 1) Филосрфiя в Киево-Могилянскiй академii: Георгiй Кониський // Фiлософська думка. 1969. № 2; 2) Философский курс Георгия Конисского: (Из истории филос. мысли на Украине в первой пол. XVIII в.): Автореф. дис… канд. филос. наук. Киев, 1970.
Ю. К. Бегунов

Словарь русского языка XVIII века. — М:. Институт русской литературы и языка. . 1988-1999.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Конисский Григорий Осипович" в других словарях:

  • Конисский Георгий (в миру Григорий Осипович) — известный проповедник и поборник православия в борьбе с унией (1717 1795). Учился в киевской духовной академии. В 1754 году, по настоянию императрицы Елизаветы Петровны , назначен епископом Белорусским. Он устроил духовную школу для острейших… …   Биографический словарь

  • КОНИССКИЙ — Георгий (Григорий Осипович, 20 ноября 1717 – 13 февр. 1795) – писатель драматург, философ и православный богослов, боровшийся против униатства и католицизма. Род. в Нежине в дворянской семье. Учился в Киевской духовной академии, затем преподавал… …   Философская энциклопедия

  • Георгий Конисский — (Григорий Осипович) святитель, архиепископ Могилевский. † 1795, память в Неделю 3 ю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых. Родился 20 ноября 1717 года в г. Нежине Черниговской губернии. Окончил Киевскую духовную академию. В августе 1744… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Георгий — (Конисский) см. Конисский Григорий Осипович …   Словарь русского языка XVIII века

  • Георгий Кониский — или Конисский (в миру Григорий Осипович) архиепископ Могилевский; родился в Нежине 20 ноября 1717 г. Род Кониских принадлежал к старинному Нежинскому поспольству, но прадед Кониского, Нежинский бургомистр Еремей Касьянович, в 1659 г. в грамоте… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Георгий — я; м. Разг. Об ордене или знаке отличия ордена Святого Георгия. Георгий первой, второй, третьей, четвёртой степени. Четыре Георгия. Г. всех степеней. Полный Г. (об этой награде всех степеней). Г. на шее (об этом ордене второй и третьей степени,… …   Энциклопедический словарь

  • 24 февраля — ← февраль → Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс     1 2 3 4 5 6 7 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»